Шины повышенной проходимости
Шины для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием (асфальт, бетон) имеют протектор с неглубоким рисунком. Такой протектор обеспечивает хорошее сцепление. Для эксплуатации на дорогах без покрытия или вне дорог требуются шины с другим рисунком протектора. Протектор шин для мягких грунтов имеет рисунок в виде редких крупных и высоких шашек. При движении шашки погружаются в грунт и как бы «цепляются» за него. Для лучшего сцепления в колеях шина может иметь грунтозацепы по краям (хорошо видны на нашем фото). Крайняя степень «внедорожности» - редкие высокие грунтозацепы в виде «елочки», как у тракторных шин. Такие шины, разумеется, имеют направленное вращение. Важное свойство внедорожных шин - способность к самоочистке. Там, где у обычных дорожных шин протектор «замыливается» (канавки забиваются грязью, и колеса превращаются в гладкие «катки»), внедорожные шины сами очищаются от грязи и продолжают обеспечивать надежное сцепление.
Следует помнить, что внедорожные шины обычно имеют невысокие сцепные свойства на твердых покрытиях (за счет малого пятна контакта). К тому же при движении они издают сильный шум и вызывают вибрацию. А зимой они не способны заменить специализированные зимние шины по причине иных, более твердых сортов резины (в морозы они сильнее «дубеют»). Повышение сцепных свойств путем установки шипов результата не даст - шина будет просто испорчена. Для песка, слабых грунтов и проходимых болот существуют особые шины так называемые «пневматики» или шины низкого и сверхнизкого давления. Они имеют очень большую ширину, немалый наружный диаметр и большое по площади пятно контакта. Это обеспечивает им очень низкое давление на грунт, поэтому автомобиль на таких шинах не проваливается в болотистые почвы, не закапывается в глубокий снег, а в некоторых случаях способен даже плавать. Речь, конечно, идет только о специализированных автомобилях, либо целенаправленно построенных под установку таких шин, либо переделанных из серийных. На обычный автомобиль «пневматики» установить нельзя по причине их гигантских размеров, а маленьких «пневматиков» просто не существуют - они будут неработоспособными. В данных шинах достаточно поддерживать очень малое внутреннее давление (0,2-0,4 Атм) Следует помнить, что «пневматики» очень чувствительны к повреждениям острыми предметами, так как имеют малую прочность (для снижения веса). На асфальте автомобиль на таких шинах сильно вибрирует и не может двигаться со скоростью выше 50-60 км/ч. Однако шоссе «пневматикам» также противопоказано - на нем они быстро изнашиваются.
|